В статье затронуты важнейшие вопросы преподавания основ православной культуры в российской школе, акцентируется внимание на проблемах современной богословской науки, религиозной культуры, науки, правовых нормах российского законодательства. Подробно освещается проблематика взаимоотношения Православной Церкви и культуры.
Актуальность преподавания «Основ православной культуры» обусловлена той ролью, которую играет Православная Церковь в образовании российского общества и жизни государства. С развитием духовного образования и становлением духовной культуры связано будущее любого общества. Именно уровень образования и культуры определяет социальный статус личности и целых народов в цивилизованном мире. Работе с подрастающим поколением отводится особая роль в миссии Православной Церкви. Духовные основы общества являются мощным рычагом и внутренним ресурсом всего современного человечества. От гуманитарной и социальной политики Русской Православной Церкви, системности, последовательности и результативности ее просветительской деятельности во многом зависит успех многих реформ в российском обществе.
Ключевые слова: православная культура, проповедь, миссия, духовность, ценности, религия, воспитание, образование.
Введение «Основ православной культуры» –
один из важнейших вопросов повестки дня
церковно-государственных отношений,
имеющий в значительной мере решающее значение
для судьбы отечественного образования и напрямую
затрагивающий интересы миллионов родителей
и их детей.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Укрепление духовного единства нашего народа, гражданского мира и согласия является одним из приоритетных направлений церковно-просветительской миссии и государственной внутренней политики, определенной Президентом Российской Федерации.
Совершенно очевидно, что актуальной и неразрешенной проблемой современных церковно-государственных отношений, является духовно-нравственный кризис нашего народа, проявляющийся в социальной пассивности населения, преступности, разрушении семей, низкой продолжительности жизни и тому подобных проявлений. Особо остро духовный кризис коснулся и подрастающего поколения, где в последние годы среди детей широко распространяются сексуальная и поведенческая распущенность, наркомания, алкоголизм, нравственная деградация, подростковая преступность и самоубийства.
Следует отметить, что жизнь в Церкви — это напряженная творческая, радостная и свободная устремленность человеческой души к Богу. Вполне очевидно, что всякая культура человечества глубоко религиозна в своем основании, даже тогда, когда ее эмпирическое содержание проявляется вне границ конкретной религии. Этот тезис особенно ясно актуализируется в отношении всей культуры Европы. Профессор Эрман Барт, доктор богословия размышляет: «Победа христианства в древности привела к величайшему культурному преображению, какое когда-либо видел мир. Вся история поздней Античности без этого была бы совершенно не такой, какой мы ее знаем. У нас не было ни Средних веков, ни Реформации, ни Возрождения, ни Нового времени — такого, какое нам известно [11, с. 17].
Европа, ее духовная культура пронизана идеями христианства. И даже сегодня Европа, несмотря на противоречивые процессы секуляризации, в своих культурных и социальных основаниях остается глубоко христианской. «Трагедия Запада есть больше всего и прежде всего трагедия христианской культуры, утерявшей внутреннюю целостность, но не утерявшей Христа, утерявшей былую силу, но не могущей отойти от благовестия Христова» [2, с. 68]. Именно Православие возвращает целостность европейской культуре, заново открывает Христа, приобщает западного человека к полноте и правде христианства. «Покорив римский мир, а затем и весь Запад, христианство не только положило начало необъятно огромному, внушающему благоговейный трепет собранию культурных ценностей, оно изменило и сам взгляд людей на мир и на образ их жизни в мире. Современная этика, ценности, нравственные проблемы — все испытало на себе влияние христианской традиции, которое невозможно переоценить. Верно это почти для всех, кто живет на Западе, независимо от того, исповедуют ли они христианство, какую-либо иную религиозную традицию или вовсе никакой», — напоминает профессор Эрман Барт [11, с. 18].
Современный мир может выстроить новую систему культуры на основе Православия. «И если действительно мы вступаем в век православной культуры, то этим весь христианский мир будет выведен из своего тупика, будет излечен от своей основной болезни. Идея православной культуры светит нам, как огненный столб, указывающий нам путь вперед» [2, с. 69]. Этот грандиозный замысел требует исторической активности православной общественности, исторического движения Православной Церкви навстречу современному человеку. Церковь, от своего основания и до сегодняшнего дня, проявляет внутренний интерес к культуре, творчеству, науке и литературе.
Протоиерей Василий Зеньковский (1881— 1962), талантливый богослов, церковный и общественный деятель, видный психолог, педагог, философ был глубоко убежден в том, что именно Церковь способна помочь человеку найти смысл жизни и обрести незыблемую основу бытия [4; 5; 7; 10]. Богословие Церкви дает возможность современному человеку услышать голос Бога, увидеть Христа не только в явлениях церковной жизни, но и в процессах современной культуры. В подобной богословской перспективе Православие не может быть ограничено стенами храма. Раскрывая основы православной культуры, преподаватель говорит о том, что жизнь в Церкви — это, прежде всего, духовный реальный опыт жизни человека с Богом. Все это имеет значение для современной богословской мысли в вопросе о миссии Церкви в современном мире. В своей богословской мысли философ первостепенное место отводит религиозному опыту живого общения с Богом, познанию Его мудрости, величию, духовной славе Церкви.
Богословие имеет прямую связь с жизнью Церкви. Преподаватель не проводит резкого различия между теоретическими вопросами богословия и практическими аспектами бытия Православной Церкви, между личным опытом познания Бога и вероучением Церкви. Православие переживается верующими христианами во всех сферах современной культуры. Современный православный христианин осознает необходимость в просвещении, одухотворении и преображении современной ему культуры светом христианской истины. Церковь настаивает на том, что христиане должны выходить из замкнутого пространства своих церковных приходов, преодолевать всякие формы изоляционизма [10].
В настоящее время очень многие церковные иерархи, богословы пришли к убеждению, что защита веры Церкви заключается в активной христианской позиции и проповеди. Безразличие к вопросам миссии и катехизации Церкви равнозначно отречению от Евангелия и самой церковной жизни. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает, что идет время, возникают новые проблемы и Церковь должна дать церковный, православный ответ на них. «Церковь не может отказаться от максимальной задачи: созидать, строить христианскую культуру и христианское общество, духовно противостоять разрушительным для человека тенденциям неоязычества и обезбоживания. Но этой задачи нельзя решить, находясь в гетто, в самоизоляции, за стенами, возводимыми посредством отрицания всего, что не принадлежит собственной субкультуре» [9].
Заметим, что целостная концепция диалога Церкви и культуры, богословия и современной науки всегда была в центре внимания церковных иерархов, богословов и религиозных мыслителей. Всякий раз, когда христианин говорит о вере в Бога, он призывается Христом к жизни в современном обществе (политика, культура, наука, бизнес, журналистика) по постулатам христианской веры. Церковь жестко критикует всякий провинциализм отдельных церковных приходов, изоляцию духовенства и верующих, радикализм, мракобесие, фундаментализм, фанатизм, призывая христианский мир жить в единении не только со Христом, но и с людьми, живущими в реалиях этого земного бренного бытия.
Протоиерей Василий Зеньковский в своей известной статье «Проблемы культуры в русском богословии» [6] подробно касается вопросов отношения православного богословия к проблеме культуры. Он указывает на то, что христианство неразрывно связано с материальной и духовной сферами в современной культуре. И даже, несмотря на грехопадение человека и силу греха, богословие Церкви не считает само по себе творчество греховным явлением и проявлением заблуждения человечества. Наоборот, творчество и явления культуры — это путь к самореализации человека, магистраль духовного восхождения к Богу и преодоления греховности, ограниченности человеческого бытия.
Православные богословы, учитывая печать греховности, которая лежит на каждом человеке, должны сформировать целую философию культуры, раскрыть смысл духовный борьбы человека с грехом через процессы культуры и одухотворения. Церковь Христова, находящаяся в мире, излучает благодатную силу, преображающую весь мир, всего человека. Культура, наука, образование, творчество являются для христианина земным путем спасения и преображения мира. Церковь отвергает ложные аскетические взгляды, суть которых заключается в утверждении, что мир — это царство тьмы, сатаны, греха и обмана. Мы глубоко убеждены, что человеческое творчество — благословенно и спасительно для человека [10].
Безусловно, православный христианин не отрицает того, что есть явления творчества, которые связаны со злом, направляемое злыми силами. Зеньковский поясняет, чем больше выступает творчество тьмы и обмана, тем активнее должно быть творчество добра. Христиане должны выйти из тени истории, осветить все грани человеческого бытия светом христианства. В истории человечества совершаются глубокие падения, накапливаются преступления, злодеяния, но в истории же накапливается и добро, «растет Царство Божие (так часто уподобляемое самим Господом — семени), пока, по неисповедимой для нас воле Промысла, не придет конец истории и Сын Человеческий придет снова на землю в силе и Славе» [6, с. 478].
Важно отметить, что Церковь признает ценность человеческой культуры, творчества, поощряет всякую христианскую активность, а главное призывает весь христианский мир к культурному строительству. Заметим, что Церковь не приспосабливает духовную жизнь к условиям бытия современного мира, не капитулирует перед секулярной культурой, а вносит в жизнь современной цивилизации христианские ценности и духовные ориентиры. Богословие Церкви всегда выступает против дуализма, противопоставления Церкви и общества, богословия и культуры, Евангелия и земной жизни христианина. Господь через творчество, науку, образование, искусство и многогранные процессы культуры открывает христианину путь новой духовной жизни, глобальную перспективу восстановления утраченного вследствие грехопадения целостности человеческого бытия.
С нашей точки зрения, стремление верующего человека преобразить мир, не исчерпывается поверхностно-сентиментальными, простодушными и наивными размышлениями об ангельском мире, небесной иерархии, монастырях на безлюдных островах, но выражает себя как деятельная причастность христианского общества к процессам реальной трансформации современной культуры. Разрыв между религией и реальными процессами современной культуры угрожает глубоким религиозным кризисом не только России, но и всей Европы.
Вполне естественными в таких условиях являются попытки противостоять этим негативным явлениям путем возрождения в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей. Одной из этих попыток и было введение в общеобразовательных школах России обязательного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в шести избираемых модулях, один из которых — «Основы православной культуры». Более того, благодаря тесному взаимодействию Симферопольской и Крымской епархии с Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым был подписан Договор о сотрудничестве по духовно-нравственному воспитанию учащихся в учебных заведениях Республики Крым, где в рамках так называемого «регионального» компонента образования с 1-го по 11-е классы в общеобразовательных школах введено также и факультативное преподавание курса «Основы православной культуры Крыма».
Это событие очень важное, поскольку невозможно реализовать данные стратегические задачи без укрепления духовных и нравственных устоев, сохранения традиционных семейных ценностей, культурного многообразия, любви к Родине и воспитания патриотического чувства к своему Отечеству. Вполне очевидно, что православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она воспитывает в традиционных ценностях — любви к ближним, уважении к родителям и старшим, в чувствах ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени — наркомании, алкоголизма, воздействия со стороны деструктивных сект и влияния экстремизма.
С сентября 2012 года, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2012 года (№ 69), курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) изучается в обязательном порядке в 4-х классах всех общеобразовательных школ Российской Федерации.
Руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации (статья 87 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 мая 2010 года № 03-1032), вышеуказанным соглашением и итоговым документом I съезда руководителей общеобразовательных учреждений Республики Крым «Перспективы духовно-нравственного и патриотического воспитания в образовательных учреждениях Республики Крым», священнослужители Симферопольской и Крымской епархии принимают активное участие в родительских собраниях, для того чтобы родители учащихся 3-х классов могли свободно и беспрепятственно избрать один из модулей предмета ОРКСЭ — «Основы православной культуры», который позволяет дать детям те духовно-нравственные ориентиры, которыми руководствуется наш народ более тысячелетия.
За годы, прошедшие с начала преподавания данного школьного курса в школах Республики Крым, процент выбравших модуль «Основы православной культуры» в пропорции в два раза меньше, чем например, модуль «Основы светской этики». Это очень низкий показатель, учитывая то, что жители Крыма, считающие себя в подавляющем большинстве православными христианами, видят острую необходимость в воспитании своих детей в исторической неисчерпаемыми духовными богатствами христианской культуре.
Принимая во внимание непосредственную роль Русской Православной Церкви в формировании общей системы духовно-нравственных базисных ценностей, с сожалением хочется отметить крайне недопустимую сложившуюся ситуацию, где из-за различных манипуляций школьного руководства, всячески препятствуют преподаванию ОПК, мотивируя это «многоконфессиональностью класса», необходимостью «сохранения межрелигиозного согласия», важностью «равенства всех религий».
Употребляя различные «убедительные советы», некоторые учителя, практически обесценивают советы священнослужителей по поводу выбора модуля ОПК и фактически нарушают действующий Закон «Об образовании в Российской Федерации», подписанный 29 декабря 2012 года Президентом России В.В. Путиным (№73-ФЗ, ст.87).
Важно отметить, что без сформированного исторического и национального самосознания, крепких моральных устоев молодые люди не смогут найти достойного места в обществе, реализоваться как личности, создать в будущем счастливые семьи, быть настоящими гражданами, хозяевами нашей страны, своего будущего. Откровенно говоря, навязываемый в качестве компромисса или альтернативы модуль «Основы светской этики» по сути противопоставляется религиозной этике, а значит, является не «гражданской» или «светской» этикой, а совершенно очевидно – нерелигиозной или даже антирелигиозной. Ознакомление учащихся с нравственными ценностями, моральными установками, не обусловленными религией и религиозными традициями, предполагает наибольшие воспитательные риски, поскольку нерелигиозная этика всегда вариативна. Дети, не имеющие жизненного и нравственного опыта, легко могут сделать ложный вывод о том, что нет никаких абсолютных нравственных истин, определённых понятий о добре и зле, четких ориентиров в том, что «хорошо» и что «плохо», потому что в нерелигиозной этике существует множество концепций морали, представлений, учений о морали, которые противоречат не только религиозным учениям, но и друг другу. Именно насаждение стереотипа, что каждый индивидуум самостоятельно определяет для себя содержание понятий «добро» и «зло», «порок» и «добродетель», сам устанавливает для себя моральные нормы без учета общественных интересов и традиционных нравственных ценностей, привело к духовному и экономическому кризису нашу страну. Разгул преступности, коррупция чиновников, обесценивание человеческой жизни, катастрофический уровень алкоголизма и наркомании, миллионы абортов ежегодно, распад семей и т. д. и т. п.
По слову Экс-Министра образования, науки и молодежи Республики Крым Н. Г. Гончаровой: «Православно ориентированная педагогика считает, что только с того момента, когда человек осознает свою принадлежность к многонациональному народу своего Отечества, его личность раскрывается в нем во всей полноте. Поэтому национальная и гражданская идентичность является одним из ценнейших проявлений духовной жизни человека. Только патриотическое и в целом духовно-нравственное воспитание детей и молодежи способно заложить крепкое основание для единения россиян и обеспечить сохранение единого социокультурного пространства в нашем государстве» (выступление на съезде: «Перспективы духовно-нравственного и патриотического воспитания в образовательных учреждениях Республики Крым» г. Симферополь) [1].
Таким образом, подводя итог, следует отметить, что родителям необходимо обдуманно сделать выбор того или иного предмета (модуля). Причем, при этом выборе целесообразно руководствоваться исключительно своими внутренними убеждениями и потребностями, а не возможностями школы, рекомендациями или «советами» учителей, директора, или еще чем-либо. Необходимо помнить, что право на религиозное образование является неотъемлемым правом каждого человека и подтверждается международным и российским законодательством. Соответственно право на изучение Православия не по критическим сочинениям атеистов-религиоведов, а так, как оно понимается и сохраняется в Церкви, и приобщения своих детей на добровольной основе к духовно-нравственной культуре и ценностям Православия — неотъемлемое право граждан России, которым нужно воспользоваться для дальнейшего преодоления духовно-нравственного кризиса нашего народа.
Убеждены, что нельзя сферы науки, политики, культуры, творчества, литературы, искусства мыслить нейтральными, второстепенными, неважными и ненужными для духовного бытия христианства. Еще более опасно, когда православное духовенство уходит из жизни общества (школа, институт, наука, культура, семья, профессиональный рабочий коллектив). Исходя из «Основ православной культуры» недопустимо вести духовную войну против самой культуры (литературы, театра и искусства). Миссия Церкви немыслима без диалога христианства и общества. Это в полной мере относится и к вопросам поиска новых слов в объяснении и самой христианской веры.
Нельзя не замечать, что для большинства интеллектуалов России и Европы религиозная жизнь христианства стала малопонятной, необъяснимой, абсолютно невыразимой в ясных и четких формулах современной науки. Кризис веры связан с вопросами религиозной пустоты, демагогии, отсутствия четких богословских ответов, двоедушия, фальши и лицемерия. Вынуждены признать, что культура Европы день за днем теряет живую связь с христианством. Протоиерей Василий Зеньковский считал, что «расхождение христианства и культуры зашло слишком далеко именно там, в той точке, где находятся живые истоки идеологии и творческой психологии современной культуры» [8, с. 210-211].
Прискорбно осознавать, что именно духовно окрепшие люди, интеллектуалы, проникшие в суть творчества, науки и религии, чувствуют себя оставленными в ограде Православной Церкви. Важно напомнить, что именно в христианстве они, в первую очередь, ищут духовной поддержки и опоры. История Церкви и религии свидетельствуют о том, что творческие натуры всегда болезненно переживают трагический разрыв с религией.
Путь к подлинной духовной культуре общества пролегает через преодоление противоречий социального, национального, исторического и политического бытия человечества. Преодолению этих духовных преград и противоречий должно послужить преподавание «Основ православной культуры». Но, не через насилие, принуждение, политический авторитаризм, клерикализм, а только через внутреннее преображение человеческой личности на основе ценностей христианства. Протоиерей Василий Зеньковский напоминал: «Возврат к церковной культуре никоим образом не может быть основан на принудительном подчинении Церкви всей полноты культуры. Это и фактически невозможно и религиозно есть соблазн: Церковь может внести свою преображающую силу только там, где ее свободно ищут, где она, прежде всего, просветляет глубины человека, созидает и упорядочивает его подполье, изнутри сообщает силу Божию. Путь Церкви через историю может быть только путем через сердца — иного пути христианству просто не дано, по самой его сущности: иное есть подмен, обеднение, маловерие» [8, с. 211]. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напоминает: «Одна из задач богословия сегодня ― открывать это присутствие Господа Иисуса Христа и Его Церкви в современной жизни, в обстоятельствах настоящего времени» [10].
По нашему мнению, на пути воцерковления культуры должна стать реализация концепции философии культуры: развитие диалога светской науки и богословия, а также проповедь Церкви, которая призвана освящать все элементы культурного творчества мира. С этой точки зрения миссия христианина долг — понять современного человека, его мысли, боль и устремления. Для морального оздоровления современности важен принцип христианской активности, принцип действительной и реальной борьбы со злом (что и есть «христианский реализм»). При этом напомним, что всякая рационализация в сфере морали, этики и этических принципов не помогает найти «конкретную правду» общества, а, наоборот, «легко огрубляет положение, легко вырождается в политический, национальный, социальный максимализм и фанатизм» [3, с. 184].
Сотрудничество Церкви и общества прослеживается в соработничестве ученых, верующих людей, политиков, писателей и мыслителей. Невозможно говорить о Православии в мире без свободы и диалога. Мир Европы становится все более и более взаимосвязанным. Последнее обстоятельство призывает православных христиан более упорно искать пути воцерковления современной культуры.
Статью подготовил руководитель Епархиального отдела по делам семьи и родительского комитета Симферопольской и Крымской епархии, настоятель храма Всех Святых,
заведующий отделом заочного обучения Таврической духовной семинарии,
кандидат богословия,
протоиерей Владимир Кашлюк
Литература:
Выступление министра Н. Г. Гончаровой на съезде «Перспективы духовно-нравственного и патриотического воспитания в образовательных учреждениях Республики Крым» // Официальный сайт Симферопольской и Крымской епархии. URL: http://crimea-eparhia.ru/ (Дата обращения 28. 11. 2019).
Зеньковский В. В. Идея православной культуры // Зеньковский В. В. Собрание сочинений. Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916 – 1957) / Сост., подгот. текста и примеч. О. Т. Ермишина. — М.: Русский путь, 2008. С.65 – 86.
Зеньковский В. В. Идея христианского реализма (По поводу книги С. Л. Франка «Свет во тьме») // Зеньковский В. В. Собрание сочинений. Т. 1: О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1921 – 1961) / Сост., подгот. текста, вступ. ст., и примеч. О. Т. Ермишина. — М.: Русский путь, 2008. С. 181 – 184.
Зеньковский В. В. Православие и русская культура // Зеньковский В. В. Собрание сочинений. Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916 – 1957) / Сост., подгот. текста и примеч. О. Т. Ермишина. — М.: Русский путь, 2008. С. 87 – 126.
Зеньковский В. В. Проблема церковной культуры // Зеньковский В. В. Собрание сочинений. Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916 – 1957) / Сост., подгот. текста и примеч. О. Т. Ермишина. — М.: Русский путь, 2008. С. 301 – 305.
Зеньковский В. В. Проблемы культуры в русском богословии // Зеньковский В. В. Собрание сочинений. Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916 – 1957) / Сост., подгот. текста и примеч. О. Т. Ермишина. — М.: Русский путь, 2008. С. 450 – 479.
Зеньковский В. В. Пять месяцев у власти [Воспоминания] / Под ред. М. А. Колерова. — М.: Издательский дом REGNUM, 2011. — 648 с.
Зеньковский В. В. Система культурного дуализма // Зеньковский В. В. Собрание сочинений. Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916 – 1957) / Сост., подгот. текста и примеч. О. Т. Ермишина. — М.: Русский путь, 2008. С. 202 – 226.
Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на пленуме Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/636348.html (Дата обращения 28. 11. 2019).
Мартышин Д., протоиерей, Бочков П., священник, Цветков И., священник. Философия протоиерея Василия Зеньковского в культурном контексте Европы // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. — Выпуск № 2 (12). — Пенза, 2019. – С. 5 – 16.
Эрман Барт. Д. Триумф христианства. Как запрещенная религия перевернула мир. Москва : Эксмо, 2019. 384 с.