О псевдопразднике влюбленных
Последнее время в нашей стране все больше и больше набирает популярность праздник под названием «День святого Валентина» или «День всех влюбленных». Каждый год 14 февраля развлекательные заведения переполнены молодежью, а витрины киосков – «валентинками». На вопрос: «Какое отношение имеет святой священномученик Валентин к установившемуся празднику «День всех влюбленных»?» отвечает руководитель Епархиального отдела по делам семьи (родительского комитета) протоиерей Владимир Кашлюк.
- Социальная практика жизни всегда обусловлена позитивным или негативным влиянием на мотивацию человека. Сегодня, когда современное общество стоит перед пропастью лжи, отчаяния, одиночества, неверия и цинизма, человек с надеждой на трансформацию и преображение обращается к вечным христианским ценностям, которые являются основой человеческой счастья и благополучия.
С точки зрения христианского вероучения образцом воплощения этих ценностей, является жизнь святых людей, в числе которых, безусловно, и святой священномученик Валентин. Но вся проблема заключается в том, что так называемое современное «житие» святого Валентина живущее в сердцах многих людей, это есть не что иное, как народная легенда, которая ничего общего не имеет с подлинным жизнеописанием священномученика Валентина, жившего в 3 веке. Также важно отметить, что ни в православных, ни в католических святцах 14 февраля официально не празднуется день памяти святого Валентина, соответственно логический вывод совершенно очевиден – это народный мифический «святой», который не имеет никакого отношения к христианской Церкви.
С позиции того, что сегодня в сознании современного общества этот день часто является популяризацией оправдания греха (вольных отношений), то с христианской точки зрения совершенно неуместно рассматривать существующие исторические версии, реабилитирующие историю появления этого псевдопраздника.
Сегодня, когда современное общество нуждается в укреплении института семьи, очень важно в этот день напомнить всем, что любовь – это жертвенность, а не страсть, поэтому любить и пользоваться − это антонимические понятия.
Из послания святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Иоанна 4:16), а это означает, что только Он может дать людям то чувство, которое будет формировать опыт подлинной любви! И для нас, верующих христиан, этот опыт самоотверженной любви особым образом раскрывается в жизни тех святых, которые близки к нам по Родине, национальности и культуре.
К примеру, известная история отношений святых благоверных Муромских князей Петра и Февронии – это ведь яркий образец любви и верности в условиях жестокого боярского ультиматума, а впоследствии и самого изгнания из города... Прожив долгую и счастливую жизнь и умерев в один день и час, они теперь для нас являются небесными покровителям христианского брака, а их день памяти (8 июля) официально является церковно-государственным праздником «Днем семьи, любви и верности».
Таким образом, актуальный и необходимый опыт жертвенной любви мы должны искать не в «житии» мифического «святого Валентина» и не в развлекательных заведениях в «День всех влюбленных», а в подлинном опыте Церкви. На примере жизни святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, Церковь транслирует нам Божественный и плодотворный Дар Любви, являющийся источником семейного счастья, гармонии и единства к которому мы все призваны стремиться.