15 февраля 2021 года исполняется 100 лет со дня иерейской хиротонии будущего святителя, исповедника, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).
В канун празднования великого двунадесятого праздника Сретения Господня в храме Всех Святых г. Симферополь было совершенно праздничное Всенощное бдение по окончании которого, настоятель храма протоирей Владимир Кашлюк произнес проповедь о важности ежедневной сакральной встречи с Богом на примере жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского.
"...Он родился в 1877 году в городе Керчи в Крыму, и первые годы своей жизни провёл в городе Киеве. Родители его — мать не была особо ревностной православной христианкой, хотя дома она и много молилась, но церковь не посещала, отец же его был католиком. И несмотря на то, что он родился в таковой семье, вся жизнь архиепископа Луки была постоянным восхождением в деятельном исполнении Заповедей Божиих.
Каждый этап его жизни это был не спуск вниз, не отступления от исполнения Евангельского идеала, но постоянным восхождением всё к новым и к новым высотам. С детства он очень любил рисование и вместе с Киевской гимназией окончил и Киевскую художественную школу. И вот когда он решил уже поступать в Академию художеств, то ему пришёл такой помысел: «Сколько людей сейчас страдают и обременены разными болезнями! Имею ли я право в такое время заниматься тем, что мне нравится? Не должен ли я послужить этим больным людям, страждущим от многих болезней?» И хотя он уже и поступил в Академию художеств, но он оставил там учёбу и через некоторое время поступил в медицинский университет. Там его способность к живописи претворилась в то, что он мог очень точно рисовать медицинские атласы и делать удивительные хирургические операции.
После окончания медицинского университета началась Японская война, и в 1904 году он вместе с медицинским госпиталем отправляется на Дальний Восток, где неутомимо трудится, совершая множество операций. В это время он знакомится со своей супругой, которую называли «святой сестрой» за её кротость и долготерпение. И в этом браке у него рождается четверо детей.
Когда он возвращается с Японской войны, то после этого становится простым земским врачом. Все его сотрудники, соученики по медицинскому университету с большим недоумением узнали об этом его выборе, потому что все пророчили ему громкую медицинскую славу известного учёного. Но он пытался им объяснить, что единственная причина, по которой он шёл в медицину, это желание помочь простым людям, которые часто в то время не имели возможности бесплатно лечиться. В это время он день и ночь трудится в обычной земской больнице, и множество людей стекаются к нему. Один слепой, с детства лишившийся зрения юноша, получивший исцеление во время операции, через некоторое время собирает по всем сёлам известных ему слепых, и они, держась друг за друга за свои палки, большой вереницей приходят в ту больницу, где лечит будущий архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.
В это время он задумывает свой труд о гнойной хирургии (в то время когда ещё не были изобретены антибиотики, это был единственный, хирургический способ лечения гнойных ран). Когда он задумывал этот труд, услышал голос, который говорил в его душе: «Когда этот труд будет закончен, то на нём будет стоять имя епископа». Тогда ещё архиепископ Лука не собирался становиться не то что епископом, но даже и принимать священнический сан. Через некоторое время начинается гражданская война, и он вместе со своей женой уезжает в Среднюю Азию. Там, в Ташкенте, жена его умирает, и он остаётся один с четырьмя детьми. Читая Священное Писание ― Псалтырь, над своей усопшей женой, он находит слова Священного Писания: «Вселяя неплодовь в дом матерь о чадех веселящуся» (Пс. 112:9). Эти слова он относит к себе. Они поразили его как громом, и будущий святитель обращается к одной, потерявшей мужа вдове, не имевшей детей, с просьбой, чтобы она взяла на воспитание четырех его детей. Он не вступает с нею в брак, но продолжает свою медицинскую деятельность.
В это время, когда уже произошла революция, и множество людей начало отпадать от Святой Православной веры, начались диспуты между безбожниками и верующими людьми. И святитель Лука, тогда ещё мирской человек, врач, вступает в эти диспуты. Архиепископ Ташкентский Афанасий, слыша его диспуты с этими безбожниками, и те беседы, которые он проводил с верующими людьми, говорит, что ему необходимо принять священнический сан.
Благоволением Божиим в 1921 году принимает сан священника и, не оставляя своей медицинской деятельности, являясь главным врачом в городе Ташкенте, одновременно во все праздничные и воскресные дни совершает богослужения и совершает проповедь слова Божия. В это время он много борется с безбожниками, так что глава их, бывший протоиерей Ломакин, миссионер Курской епархии, а затем отрекшийся от веры, не имея возможности ни в одном диспуте победить архиепископа Луки, просил, чтобы власти оградили его от этого, как он называл его, философа. И святитель Лука множество укрепляет верующих людей в следовании по стопам Христовым.
Всего лишь через два года, видя его проповедническую деятельность, архиепископ Андрей, который по благословению патриарха Тихона, находившегося в то время под арестом, ездил по Русской земле и находил подходящие кандидатуры для архиерейских кафедр, обращает своё внимание на будущего святителя Луку и предлагает ему архиерейское посвящение. Святитель Лука не отказывается, и в 1923 году, когда уже вовсю свирепствуют гонения на Святую Православную Церковь, возлагает на себя и архиерейский сан. В этот час, как этот сан был на него возложен, на него начинаются гонения, и он отправляется в свои первые ссылки и тюрьмы. В течение 11 лет архиепископ Лука провёл в разных тюрьмах и ссылках, в которые его отправляла советская власть.
В это время, в 1930-е годы, во время второй череды своих тюрем и ссылок от него требовали отречься от священного сана и для этого проводили конвейерные допросы, когда в течение 13 дней постоянно сменявшиеся следователи не давали ему возможность уснуть или посидеть, но постоянно проводили допросы. Больше 13 дней никто не выдерживал, и после этих допросов архиепископа Луку уже волоком приволокли в ту тюремную камеру, где он находился.
Но несмотря на все эти допросы, издевательства, святитель Лука не оставил своего священнического служения. И так же, как только получал возможность проповедовать слово Божие в тех или иных местах, находясь в ссылках, тотчас отправлялся в храм Божий для совершения литургии и проповеди слова Божия. Это вызывало постоянные приступы ненависти со стороны богоборческой власти, так что они отправляли его всё в более дальние и дальние места, пока он не находился на самом пределе Севера возле Ледовитого океана, где уже богоборческие власти успокоились по той простой причине, что дальше уже некуда было его ссылать.
Когда началась Великая Отечественная война, то святитель Лука в 1943 году написал письмо Калинину, где просил, чтобы ему была дана возможность помогать больным и раненым воинам Красной Армии, а после окончания войны он согласен отбывать тот срок ссылки, который ему назначен. Это письмо, хотя и пытались задержать, но было передано по адресату, и ему в Красноярске было поручено заведовать многими военными госпиталями, потому что советские власти ценили его как хирурга. И множество, около десятка госпиталей, в которых находилось от 500 до 1 000 человек, все врачи в этих госпиталях проходили у него консультации и спрашивали, как совершать те или иные операции.
В это время святитель Лука заканчивает и свой труд по гнойной хирургии. И после этого ему предлагается по окончании войны, в 1946 году, по получении Сталинской Государственной премии, делать доклад в присутствии самых высших лиц государства. Единственное условие, которое ставят ему партийные деятели, чтобы этот доклад он совершал без панагии и без рясы. Но святитель Лука на это не соглашается и говорит, что он не может отречься даже этим от своего сана и согласен только в рясе и в панагии совершать этот доклад. Тогда научное общество отлучает его от своего состава, и он уже до конца своей жизни, воспринявши сначала Тамбовскую кафедру, а потом Крымскую, уже действует только как архиепископ. И только в частном порядке, в своё свободное время принимает тех или иных больных и подаёт им консультации и объяснения, как лечить их болезни.
Святитель Лука отличался крайней нестяжательностью и простотой своей жизни, так что часто рясы его были в заплатах, несмотря на то, что через его руки проходили большие средства, которые ему давали благодарные больные. Но все эти средства он постоянно распределял между нищими и неимущими. Так что когда он жил в Симферополе, в Крыму, у него был список на несколько десятков обездоленных людей, которым каждый месяц его секретари высылали денежное пособие. Святитель Лука, по пророчеству его первого архиерея, который рукополагал его в священный сан, должен был не крестить, но благовествовать, как и апостол Павел.
И действительно, в своей жизни он исполнил это благословение своего первого архиерея. За своё священническое и архиерейское служение он произнёс более 1 200 проповедей, 750 из них было записано, и многие из них изданы в наше время. Проповеди святителя Луки поражают безбожие, помогают и нам восстать от греховного сна. Они исполнены теплотой и верой ко Христу Спасителю.
Итак, мы видим, что вся жизнь святителя Луки ― это было постоянное восхождение. Сначала это было отречение от своих обычных человеческих желаний, потом это было служение страждущему человечеству. Но служение это было телесное: святитель Лука помогал телу исцелевать от болезни, а затем он всецело переключился на духовное служение, исцеляя уже души людей от тех страстей и пороков, которыми они были заражены. И Господь после смерти этого угодника Божия прославил его и нетлением его честного тела, прославил его и многими чудотворениями, которые совершаются не только в нашей земле, но и в других православных странах, где Господь прославляет угодника Божия многими дивными исцелениями.
Будем и мы, братья и сестры, молиться этому угоднику Божию, нашему современнику, святому архиепископу Луке, который прошёл многие гонения, который полюбил страдания, когда они очищали его душу, и который говорил, что ничто так не очищает нашу душу, как страдание. Чтобы он и нас укрепил в нашем многострадальном и трудном земном житии, чтобы мы не отреклись от своего Творца и Создателя, но чтобы вместе со всеми святыми прославляли его в Царстве Небесном. Аминь".