Митрополит Гурий (Егоров)

Трудами прихожан храма Всех Святых облагораживается место захоронения митрополита Гурия (Егорова)

Митрополит Симферопольский и Крымский Гурий (Егоров) (1891-1965)

 Митрополит Симферопольский и Крымский Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович) родился 01 июля 1891 года в селе Опеченский Посад Боровичского уезда Новгородской губернии в мещанской семье. Отец – владелец артели ломовых извозчиков. Осиротел в раннем детстве, воспитывался в семье дяди, зав. Александро-Невским рынком.

В 1911 году окончил Петровское коммерческое училище в Санкт-Петербурге со степенью кандидат коммерции. Отказался от карьеры коммерсанта, поскольку к тому времени у него созрело определенное и твердое желание выбрать духовное поприще. Его будущую судьбу предопределило знакомство с ректором СПбДА епископом Ямбургским (впоследствии митрополит) Сергием (Тихомировым), а также встречи со старцами иеромонахом прп. Анатолием (Потаповым) и протоиереем священноисповедником Георгием Косовым. Поступил вольнослушателем в СПбДА. В 1912 году выдержал вступительные экзамены и стал студентом Духовной академии. На следующий год во время летних каникул совершил поездку к Японскому епископу Сергию (Тихомирову) и принял предложение по окончании учебы стать миссионером в Русской духовной миссии в Японии.

С началом Первой Мировой войны прервал обучение в академии и отправился на фронт братом милосердия с лазаретом духовных школ. В феврале 1915 года заболел туберкулезом и был демобилизован, с осени того же года вновь приступил к занятиям в академии. 04 декабря 1915 года ректором Петроградской Духовной академии епископом Ямбургским Анастасием (Александровым) пострижен в монашество с наречением имени Гурий в честь свт. Гурия, архиеп. Казанского, 05 дек. Рукоположен во диакона, а 06 дек.- во иерея. В 1916-1917 гг. совмещал учебу в академии со служением по воскресным и праздничным дням в Воскресенско-Покровском женском монастыре Петроградской епархии (близ дер. Нежадвы Лужского уезда), одновременно посещал занятия в Петроградском археологическом институте. Вместе с братом иеромонахом Львом (Егоровым) и иеромонахом (впоследствии архиепископ) Иннокентием (Тихоновым) занимался религиозным просвещением рабочих. Благодаря проповеднической деятельности «братья Егоровы», как обычно называли в народе Гурия и Льва, стали широко известны не только в Петрограде, но и за его пределами. Беседы с народом они проводили в съемной квартире на Лиговском проспекте, а летом — на старой барже на Малой Невке.

В мае 1917 года иеромонах Гурий окончил Петроградскую Духовную академию со званием кандидат богословия за сочинение «Японский миссионер архим. Анатолий (Тихай)». 07 июля 1917 года принят в братию Александро-Невской лавры. С 09 августа того же года исполняющий должность казначея, со 02 января и до конца 1918 года казначей лавры. С 1917 года был студентом историко-филологического факультета Петроградского университета, который окончил в 1922 году (без сдачи экзаменов). Весной 1918 года в связи с проведением отделения школы от Церкви вместе с братом иером. Львом организовал в лавре по воскресным дням богослужения для детей, которые посещали также родители. На основе объединения мирян, стремящихся к глубокому воцерковлению и духовному просвещению, возникло Александро-Невское братство. Его открытие было приурочено к годовщине Послания Патриарха свт. Тихона от 19 января (01 февраля) 1918 года. Отец Гурий вошел в число руководителей братства наряду с иеромонахами Львом и Иннокентием. Митрополит Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) предоставил членам Александро-Невского братства Крестовую Успенскую церковь лавры и с января 1919 года назначил ее заведующим о. Гурия (оставался в этой должности по 14 сентября 1920 г.; вновь заведовал Крестовой церковью с 14 мая по 01 июня 1922 г.). Одновременно с 22 января 1920 года исполнял должность настоятеля Скорбященской надвратной церкви в лавре. Преподавал Священное Писание Нового Завет в Богословско-пастырском училище (1920-1922), находившемся на территории лавры. В нач. мая 1920 г. участвовал в качестве товарища председателя в проведении 1-й общебратской конференции, объединившей деятельность православных братств Петрограда в рамках общебратского союза. Избран членом и секретарем совета общебратского союза Петроградской епархии. Председатель организационного бюро 2-й общебратской конференции (апрель-июль 1921 г.). Весной 1922 г. Петроградским митр. Вениамином возведен в сан архимандрита и награжден посохом.

Решительно выступал против обновленчества. Его твердость в канонических вопросах поддерживала единство паствы. 01 июня 1922 г. был арестован по делу православных братств по обвинению в «контрреволюционной агитации», 04 янв. 1923 г. приговорен к 3 годам ссылки. Сослан в с. Усть-Цильма Коми (Зырян) АО, но 23 февраля местом ссылки определили Туркменскую обл. Туркестанской АССР (с 1924 Туркменская ССР). Отбывал срок ссылки на ст. Каахка Среднеазиатской железной дороги. По освобождении выехал в Москву, где 12 апреля 1925 г. принял участие в похоронах Патриарха свт. Тихона, был уставщиком во время отпевания. В июне вернулся в Ленинград. Вновь стал одним из руководителей Александро-Невского братства. Управляющий Ленинградской епархией епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников) назначил его настоятелем церквей Киновии Александро-Невской лавры, с 1926 г. также являлся настоятелем Успенской церкви подворья Киево-Печерской лавры. Благочинный монастырей Ленинградской епархии. Под духовным руководством архимандрита Гурия была община монахинь в Ст. Петергофе при церкви во имя прп. Серафима Саровского. В 1925 — мае 1927 г. являлся заведующим Богословско-пастырским училищем (перемещенным ранее в помещение при Русско-эстонской церкви), преподавал в нем историю Церкви.

27 мая 1927 г. арестован ОГПУ вместе с большой группой учащихся и преподавателей Богословско-пастырского училища во главе с епископом Шлиссельбургским сщмч. Григорием (Лебедевым), обвинялся в том, что «способствовал к распространению и хранению в училище лекций контрреволюционного характера». 19 ноября 1927 г. освобожден под подписку о невыезде. Хотя 10 ноября 1928 г. «дело Богословско-пастырского училища» было прекращено «за недостаточностью компрометирующего материала», само училище, закрытое со дня ареста заведующего, было ликвидировано на основании секретного письма Полномочного Представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе от 11 июня 1928 г. В 1928 г. руководил кружком им. прп. Иоанна Лествичника по изучению монашества. 24 декабря был вновь арестован по делу религиозно-философского общества «Воскресенье». 22 июля 1929 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере – в Кеми и Медвежьегорске, работал счетоводом и кассиром.

После досрочного освобождения в 1933 г. поселился в г. Бийске Западно-Сибирского (ныне Алтайского) края; в конце того же года переехал в Ташкент. Митрополи Ташкентский Арсений (Стадницкий) предоставил ему антиминс и благословил служить литургию келейно. Продолжая традиции Александро-Невского братства, вокруг него постепенно собралась небольшая община его духовных детей, в числе которых были иеромонах (впоследствии митрополит) Иоанн (Вендланд) и Александр Хархаров (будущий архиепископ Михей (Хархаров)). В 1938 г. переехал в Фергану, куда переселилась и бо́льшая часть общины. Весной 1944 г. с приездом в Среднюю Азию архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына) для воссоединения обновленческих общин и первоначального устроения церковной жизни смог получить регистрацию и приступить к открытому священнослужению. Был назначен настоятелем самаркандского Покровского собора, но в ноябре 1944 г. вернулся в Фергану. С апреля 1945 г. исполнял обязанности секретаря Епархиального совета при епископе Ташкентском Кирилле (Поспелове).

После того как СНК СССР удовлетворил ходатайство об открытии в Троице-Сергиевой лавре Успенского собора 25 сентября 1945 г. был назначен Патриархом Алексием I наместником лавры и почетным настоятелем Ильинского храма в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). 16 апреля 1946 г. получил ключи от Успенского собора и с Великой пятницы (19 апреля) начал служить в нем. Вечером 20 апреля в собор была внесена рака с мощами прп. Сергия Радонежского и получены ключи от колокольни. Ко дню Святой Пасхи награжден правом ношения 2 наперсных крестов «в ознаменование радостного события возобновления Богослужений в Троице-Сергиевой лавре и понесенных наместником ее трудов». В Троицын день 09 июня 1946 г. встречал в лавре ее священноархимандрита Патриарха Алексия I, совершившего первую литургию в Успенском соборе.

25 августа 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Хиротонию в Богоявленском патриаршем соборе в Москве возглавил Патриарх Алексий I. В епархии регулярно проводил совещания настоятелей церквей и молитвенных домов. Составленная им инструкция по разграничению обязанностей между старостой, его помощником, казначеем и членами ревизионной комиссии получила одобрение Священного Синода и была рекомендована для применения всем архиереям. За время архиерейского служения число православных приходов в Среднеазиатской епархии возросло с 39 до 66; были организованы свечная, пошивочная и иконописная мастерские, приобретен архиерейский дом. Удалось построить несколько храмов и молитвенных домов, в т.ч. деревянный храм архистратига Михаила в Красноводске (ныне Туркменбаши) в 1947 г. Особым событием стало сооружение каменного Воскресенского собора в г. Фрунзе (ныне Бишкек) в 1952 г. По его благословению Сергиевский храм Ферганы был украшен 3-ярусным иконостасом – уменьшенной копией иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Епархиальным управлением издавались машинописные выпуски «Информации по Среднеазиатской епархии», рассылавшиеся по приходам. В 1949 г. власти запретили это издание; не разрешили открыть в епархии богословско-пастырские курсы, для которых владыка Гурий подобрал преподавательский состав. Был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ и совещания Глав и представителей автокефальных правосл. Церквей в Москве в июле 1948 г., на котором он выступил с докладом об англиканском священстве. 25 февраля 1952 г. возведен в сан архиепископа.

С 22 января 1953 г. архиепископ Саратовский и Сталинградский с временным поручением ему управления Астраханской епархией. С 04 июня 1953 г. епископ Саратовский и Вольский. 08 февр. 1954 г. в связи с образованием Балашовской области титул изменен на «епископ Саратовский и Балашовский». Оказывал большое внимание Саратовской Духовной семинарии. В 1954 г., в праздник Трех святителей, устроил в Троицком кафедральном соборе Саратова торжественное богослужение с привлечением преподавателей и воспитанников семинарии в целях сближения верующего народа и духовной школы. С 31 июля 1954 г. архиепископ Черниговский и Нежинский. С 17 октября 1955 г. архиепископ Днепропетровский и Запорожский. Под его непосредственным руководством была проведена реставрация стенописи Троицкого кафедрального собора Днепропетровска.

В период пребывания на Днепропетровской кафедре началось новое наступление на Церковь, инициированное Н.С. Хрущёвым. В соответствии с секретным постановлением Совета Министров СССР от 16 октября 1958 г. «О монастырях в СССР» Советом по делам РПЦ был утвержден план закрытия в 1959-1960 гг. 35 монастырей, 17 из них – на Украине. Одним из первых сразу после Пасхи 1959 г. был закрыт днепропетровский в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» женский монастырь. Как и в 20-х гг., монахини изгонялись с применением грубой силы, их буквально выбрасывали на улицу.

21 мая 1959 г. был возведен в сан митрополита и назначен на Минскую и Белорусскую кафедру. В это время в Белоруссии местными властями была развернута широкая кампания «борьбы с религиозными предрассудками». Планомерно срывался прием воспитанников в Минскую Духовную семинарию, которая оказалась в 1960 г. без первокурсников. В том же году по всей республике были закрыты церкви, исторически числившиеся приписными и составлявшие почти 1/3 действовавших храмов. Большинство закрытых храмов было сразу же снесено. Областные уполномоченные Совета по делам РПЦ снимали священников с регистрации, даже не ставя в известность об этом правящего архиерея. Газеты постоянно печатали клеветнические материалы о духовенстве. Попытки митрополита Гурия апеллировать к уполномоченным не давали результата. Как мог он поддерживал приходы и монастыри, лично выдавая субсидии и пособия церковным старостам и настоятелям. Крупную сумму денег от него, в частности, получила игумения Евфросиниева Полоцкого женского монастыря. 30 июня 1960 г. был закрыт гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь. Всех сестер обители разместили на территории Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря.

19 сентября 1960 г. стал митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Священного Синода. Временно управлял Олонецкой епархией. В ходе дальнейшего наступления на Церковь с нач. июня 1961 г. в Ленинградской епархии были введены изменения в хозяйственно-административном управлении приходов – еще до вынужденного согласия Церкви на реформу приходского управления РПЦ. В июне-июле исполнительными органами было проведено «сокращение штатов духовенства» Ленинграда. По спискам, намеченным уполномоченным Совета по делам РПЦ по Ленинграду и Ленинградской обл. Г.С. Жариновым, надо было сократить почти 40% священнослужителей, но из-за протестов верующих сокращено было вдвое меньше. Ни одного указа об увольнении митрополит Гурий не издал, известив управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Тульского (впоследствии Патриарх) Пимена (Извекова), что «оставшиеся без мест священнослужители сняты не мною, а исполнительными органами церквей». В июле 1961 г. было проведено выселение Владыки и епархиального управления из Духовского корпуса Александро-Невской лавры в бывшую ректорскую квартиру в здании Ленинградской Духовной академии. Состав служащих епархиального управления сократился на 70%. Митр. Гурий участвовал в Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г., на котором выступил в прениях по вопросу увеличения числа постоянных членов Синода за счет включения в него по должности Управляющего делами Московской Патриархии и председателя ОВЦС. Как управляющий Олонецкой епархией 11-12 ноября 1961 г. первым из правящих архиереев за 10 лет посетил Петрозаводск и служил в обоих городских храмах и в церкви с. Соломенного.

14 ноября 1961 г., согласно личному прошению, назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с поручением временного управления Днепропетровской епархией. 11 мая 1963 г. награжден церковным орденом св. Владимира 1-й степени. Работал с 1954 г. над магистерской диссертацией «Патриарх Сергий как богослов» (осталась незаконченной). В годы пребывания на Симферопольской кафедре собирал материалы по теме «Святые Крыма». Последние дни жизни провел в снимаемом им домике на восточном берегу Крыма.

Скончался 12 июля 1965 года. Отпевание митрополита Гурия совершил прибывший из Одессы митрополит Иоанн (Кухтин). Похоронен в Симферополе на Всехсвятском кладбище рядом с могилой архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).


(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym");