Размышления в Рождественском посту о выборе духовника

О выборе духовника

Человек, недавно пришедший к вере, недавно крестившийся, полон желания жить новой, православной, церковной жизнью: посещать церковные службы, приобщаться Святых Христовых Тайн, молиться, помогать нуждающимся и делать другие добрые дела, исполняя заповеди Божий.

С первых же шагов становится понятно, как все непросто. Возникает множество вопросов: простых и сложных, богословских и бытовых… Что-то новообращенный узнает от верующих друзей и близких людей, что-то объяснено в книгах, благо их сейчас много. Но некоторые вопросы, часто очень важные, остаются нерешенными. Поэтому, прежде всего, нужен опытный советчик, наставник, духовный отец которому мы исповедуемся, поверяем самое свое сокровенное, доверяем во всем и ждем от него помощи.

Духовник – это священнослужитель в обязанности которого входит духовное руководство людей по пути ко спасению.

Церковь Христова возросла и процвела благодаря великим духовникам, вселенским учителям, святым отцам, святым старцам, мученикам, и народу Божию. Послушание Церкви и отцам созидало великое дело спасения человечества. Глас истины, услышанный и воспринятый сердцем, порождал правду жизни, а ответом и наградой этой правде был дар Божий – благочестие, являвшееся в великой своей силе. Поэтому и вырос особый образ Святой Руси, который перед народами и перед целым светом, привлекает и проповедует благословение мира и правды.

Духовники и народ Божий жили единым духом, едиными понятиями и стремлением ко спасению. А власть вязать и решать, данная Христом Спасителем, связывала духовников великой ответственностью за души пасомых, способствуя созиданию, а не разорению.

Для православных христиан высшим смыслом жизни, является стяжение Духа Святого или обожение. И продвижение к этой цели достигается только при правильной духовной жизни и духовном руководстве.

В наше время, когда преемственность православной духовности, разорванная в годы государственного атеизма, только начинает восстанавливаться, то одной из самых острых проблем церковной жизни является проблема подлинного духовничества.

К большому сожалению, в последнее время участились случаи злоупотреблений в духовнической практике, которые негативно сказываются на состоянии церковной жизни.

На эту духовно-важную проблему, дал свое суждение Священный Синод РПЦ (от 28 декабря 1998 г.):

«Некоторые священнослужители, получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей. Не памятуя о том, что отношения между духовником и духовными чадами должны строиться на основе взаимного уважения и доверия, таковые пастыри переносят сугубо монашеское понятие беспрекословного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной и семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане (Гал.5,13). Подобные недопустимые методы духовного руководства в некоторых случаях оборачиваются трагедией для пасомого, который свое несогласие с духовником переносит на Церковь.» Священнослужитель, который чужд подлинной христианской любви и пастырской жертвенности, остается лишь одна альтернатива любви – это полная власть над другой личностью. И примечательно, что многим верующим людям очень нравится, когда им указывают с мельчайшими подробностями, вплоть до упоминания бытовых мелочей, что им делать и как жить в Церкви. И как замечает доцент Киевской Духовной Академии, протоиерей Дионисий Мартышин: «Прихожане многих церковных общин потенциально склонны к психологии авторитаризма и массовой манипуляции. Как правило «духовники» таких общин, начинают проводить многочасовые подробные исповеди, вычитки и изгнания «различных бесов», воспитывают в своих «чадах» любовь к особым откровениям, предсказаниям о последних временах и всякой апокрифической литературе о сказаниях и пророчествах старцев. И поэтому многие христиане, которые подвержены влиянию авторитаризма, готовы в серьез обращаться к священнику, за разрешением купить новую книгу, съездить домой, посмотреть кинофильм, навестить родителей или друзей и даже заняться спортом …» Нередко духовные наставники, считают себя вправе вмешиваться в семейную жизнь своих прихожан. Об этом особо писал Святейший Патриарх Алексий 2: «Некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме. Случается, что духовник настаивает на расторжении брака между супругами, когда один из супругов не принадлежит к православной вере. Иные монашествующие духовники запрещают своим духовным чадам вступление в брак и принуждают их к принятию монашества на том основании, что монашество якобы выше брака. Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом; запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью: запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной.

Имеют место случаи, когда пастырь «не благословляет» тому или иному из своих прихожан жениться или выйти замуж по любви, но предлагает «по послушанию» вступить в брак с лицом, рекомендованным самим пастырем.

Также имеют место случаи, когда пастырь запрещает пасомым обращаться за медицинской помощью, препятствует исполнению пасомыми своих гражданских обязанностей – участию в выборах, службе в вооруженных силах. Некоторые пастыри навязывают пасомым те или иные политические взгляды. Иные духовники считают учебу в светских учебных заведениях «ненужной» или вредной для спасения. Подобные требования не только нарушают право каждого христианина на принятие самостоятельных решений, но и входят в противоречие с действующим законодательством.» Каждый духовник, должен обязательно помнить, что «нездоровое стремление проникнуть во все мелочи и частности семейной жизни прихожан и паломников говорит отнюдь не о требовательной любви к ближнему, но об очевидном духовном помрачении» – подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл.

Мы должны понимать, что если верующий христианин действительно ценит христианскую свободу, то он должен отвергнуть любое духовное руководство, которое ограничивает его личную ответственность перед Богом. Поэтому при выборе своего духовника, прежде всего, нужно молиться Богу, чтобы Он послал нам настоящего духовного руководителя, но даже и найдя такового, мы не должны бездумно слушать и слепо исполнять все то, что нам говорит духовник. Потому что, советы духовника следует сверять со Священным Писанием, с творениями Святых Отцов, и если мы замечаем, что в действиях или словах духовника есть что-то противоречащее свято-отеческому учению, тогда мы должны отдавать предпочтение конечно же Святым Отцам. Святитель Иоанн Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, писал: «Духовник лишь советует нужное лекарство, но сам он не есть сила лекарственная». Поэтому духовник призван не парализовать волю человека, а духовно укреплять и исцелять злое направление человеческой воли.

В XI веке Симеон Новый Богослов говорил о том, что много в его время явилось прельстителей и лжеучителей. В наш век таковых намного больше. В то же время наш век дал немало достойных пастырей, которые опытно прошли путем духовной жизни, которые сами были выдающимися духовниками, и на их учении мы должны строить свою жизнь. Слава Богу, если нам посчастливилось найти достойного духовного руководителя, который будет ответственным за нашу душу. Но даже если нам такого руководителя найти не удается, тогда пусть бесценные творения Святых Отцов, будут нашим ежедневным духовным руководством в нашей жизни.

 

Автор статьи протоиерей Владимир Кашлюк - заведующий сектором заочного обучения при Таврической духовной семинарии.


(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym");