100-летие подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей. Трагическая страница истории Всехсвятской церкви

 

Ровно 100 лет (28 февраля 1922 года) назад в условиях жесточайших гонений святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, обратился ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с особым посланием, в котором свидетельствовал об активных усилиях, которые предпринимает Церковь, чтобы поддержать страждущее от голода население. Помимо призывов к главам отдельных христианских конфессий помочь денежными средствами и продовольствием, по благословению святителя Тихона был основан специальный церковный комитет, а во всех храмах организован сбор пожертвований.

 

Более того, принимая во внимание масштабы бедствия, Патриарх разрешил «жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления». Единственно, с чем не мог согласиться Первосвятитель, — с изъятием из храмов «священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство» (Послание Патриарха Тихона о помощи голодающим и изъятии церковных ценностей, 15/28 февраля 1922 г.).

 

"...Сто лет назад в вихре постреволюционных перемен богоборцы нашли, как им казалось, подходящий повод для того, чтобы развернуть мощную антирелигиозную кампанию: под предлогом сбора средств для нужд голодающих Поволжья и других регионов страны началось насильственное изъятие церковных ценностей, сопровождавшееся репрессиями духовенства, монашествующих и мирян. Беззаконие и произвол, попрание и надругательство над святынями вскоре стали повсеместными... 

Богоборцы не скрывали, что видят своей главной целью окончательную и скорую расправу над Русской Православной Церковью. И сегодня, спустя сто лет, нельзя без содрогания читать страшные строки директивы: «Чем большее число представителей реакционного духовенства ... удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше, ... чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Не забота о голодающих людях, но адская злоба и ненависть к Церкви двигали безбожными строителями новой России.

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей только за первое полугодие 1922 года большевиками было спровоцировано более 1400 случаев кровавых столкновений, которые сопровождались арестами, показательными судебными процессами, расстрелами, тюремными заключениями и ссылками.

В этих преследованиях и страданиях за имя Христово тысячи чад церковных явили пример крепкой веры и духовной стойкости, терпения и мужества, приняли мученическую смерть и неувядающие венцы славы (1 Пет. 5:4). Ныне же они предстоят Престолу Вседержителя, вознося молитвы о Церкви Русской, о земном Отечестве нашем, о странах и народах, принадлежащих к православной традиции... (Из Послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2022 года)

 

ВЫДЕРЖКА ИЗ КНИГИ "ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В СИМФЕРОПОЛЕ И ЕЕ НЕКРОПОЛЬ (авторы прот. Алексей Астапов и прот. Владимир Кашлюк): "В 1922 году в Крыму, как и во многих других регионах Советского Союза, под видом помощи голодающим Поволжья было проведено изъятие церковных ценностей. Как правило, в одной церкви изъятие могло проводиться от одного до нескольких раз. На пороге Всехсвятской церкви представитель Центрального исполнительного комитета Крымской АССР Лазарев, отвечавший за проведение изъятия ценностей, впервые появился 9 марта 1922 года. Его встретили помощник настоятеля священник Стефан Шпаковский и член приходского совета Иван Крупко. Как и во многих других симферопольских церквях, старой описи во Всехсвятской церкви не оказалось. Но позже выяснилось, что опись церковного имущества все же имелась и хранилась под замком, ключ от которого был у настоятеля. Имеющиеся в церкви иконы и ризы, по сообщению отца Стефана, не представляли собой какой-либо значительной ценности, поскольку были только посеребренными. Товарищ Лазарев удалился практически ни с чем. Вскоре в храме было проведено повторное изъятие ценностей. Настоятеля новокладбищенской церкви протоиерея Николая Швеца вновь не оказалось на месте, поскольку представители власти явились без предупреждения. Производилось изъятие ценностей заместителем председателя комиссии Шведовым и ее членом Ковалевским в присутствии того же священника Стефана Шпаковского, а также старосты Дмитрия Никитченко, занимавшего эту должность с 1919 года, и замстаросты Ивана Крупко (стал старостой церкви с июня 1922 года). Ценностей оказалось гораздо больше, чем при первом изъятии. Священник вместе со старостой и его заместителем отказались оказывать помощь в изъятии ценностей, в снятии риз с икон, оправдывая такое свое бездействие принадлежностью этих ценностей прихожанам. Свою помощь изымателям, «послушно, со смирением выполняя благословение правящего архиерея», оказывал диакон Тимофей Изотов. В ноябре 1922 года по делу об изъятии церковных ценностей состоялся суд над крымским духовенством во главе с архиепископом Никодимом (Кротковым). Осуждения удалось избежать немногим, но среди них оказались и священнослужители новокладбищенской церкви Симферополя..."

 

К этому дню во исполнение распоряжения Правящего Архиерея Симферопольской и Крымской епархии Высокопреосвященнейшего Митрополита Лазаря (№106 от 16.11.21) "о возможности установки памятных знаках на храмах, в которых совершали свое служение новомученики", трудами общины храма Всех Святых установлена мемориальная доска в память двух новомучеников, которые трудились и служили в храме Всех Святых - священномученик Тимофей Изотов (16.02.1938 г.) и мученик Стефан Наливайко (12.02.1945).

 

В рамках празднования Собора святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, духовенством храма Всех Святых был совершен чин освящения храмовых арок с изображением 4-х новомучеников Крымских!

 

1. Прп. исповедник Антоний (Абашидзе), Новый Печерский (с 1912 по 1921 гг. правящий архиерей Симферопольской и Таврической епархии (да принятия схимы архиепископ Димитрий)). 9 июня 1913 года в престольный праздник владыка Димитрий (Абашидзе) совершил освящение колокольни Всехсвятской церкви. (+01.11.1942)

2. Священномученик Никодим (Коротков), архиепископ Костромской и Галический ( с 1921 по 1922 гг.правящий архиерей Симферопольской и Таврической епархии). В 1921 году назначил во Всехсвятскую новокладбищенскую церковь штатным диаконом Тимофея Изотова. В 1922 году арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и организацию нелегальных собраний, приговорён к восьми годам лишения свободы со строгой изоляцией и заключён в Нижегородскую тюрьму. 

3. Священномученик Тимофей Изотов. С 1922 служил диаконом в храме Всех Святых (мученически скончался в сане пресвитера +16.02.1938 г.)

4. Святой мученик Стефан Наливайко. С 1937 по 1940 год нес послушание на клиросе в качестве регента-псаломщика, а также работал маляром в храме Всех Святых (скончался в ссылке от голода 12.02.1945)

 

Также в рамках общецерковной памяти 100-летия подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей были приобретены в библиотеку храма Всех Святых два тома уникального исторического издания фотоальбома с жизнеописанием и архивными данными новомучеников 20 века "Пострадавшие за веру и Церковь Христову".

 

Пресс-служба храма Всех Святых


(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym");