Вышла в свет научная монография кандидата богословия, заведующего заочным отделом Таврической духовной семинарии протоиерея Владимира Кашлюка "Богословие радости и христианской надежды""

21 сентября 2021 г., по благословению Правящего Архиерея Высокопреосвященнейшего Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в храме Всех Святых г. Симферополь, состоялась презентация научной монографии протоиерея Владимира Кашлюк «Богословие радости и христианской надежды».

 

Данное научное исследование было успешно защищенно (07.06.2021) в Киевской духовной академии в качестве кандидатской диссертации с присвоением научной степени – кандидата богословия.

 

Книга посвящена исследованию Евхаристии и эсхатологической проблематики в православном богословии XX века. Эсхатология представляет собой тип христианского богословия истории, которое предполагает существование духовного смысла исторического процесса за пределом самой человеческой истории.

Автор убежден, что эсхатология посредством богослужения и Евхаристии возвращает современному человеку веру в Бога, христианскую надежду на освящение самой истории, и возможность построить жизнь церковной общины, семьи, рабочего коллектива и всего общества в соответствии с ценностями православной веры.

Книга может быть интересна как богословам, культурологам, историкам Православной Церкви, так и широкому кругу читателей.

 

Тираж монографии — пятьсот экземпляров.

 

Приобрести её можно в епархиальном складе и в храме Всех Святых по адресу: г. Симферополь, переулок Учебный, 5.

 

 

СЛОВО ПРАВЯЩЕГО АРХИЕРЕЯ МИТРОПОЛИТА СИМФЕРОПОЛЬСКОГО И КРЫМСКОГО ЛАЗАРЯ

Божественное основание православного богослужения

 

Православная богословская наука русской эмиграции в лице своих наиболее талантливых представителей предложила свой оригинальный подход к синтезу литургического богословия, церковной истории, канонического права, христианской эсхатологии и религиозной философии. Митрополит Антоний (Сурожский), протопресвитер Николай Афанасьев, протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Иоанн Мейендорф в свое время внесли неоценимый вклад в разработку этой актуальной проблемы. Они не только статусно определили место христианской эсхатологии в богословской мысли XX века, но и оставили миру целые полки своих научных исследований.

Протоиерей Владимир Кашлюк, изучая вопросы эсхатологии в своей книге «Богословие радости и христианской надежды», рассматривает учение о Боге, Церкви, мире, истории и миссии человека, а также подробно анализирует возможности и потенциал православного богослужения (практики) и христианского богословия (теории). Он умело показывает, что в богословском, философском и публицистическом наследии видных православных богослов и священнослужителей богослужение и эсхатология играли ведущую роль. Эсхатологическая мысль Православной Церкви не только раскрывает смысл Евхаристии, церковных таинств, богослужения, но и дает христианскую оценку исторических событий, культурной и общественно-политической деятельности всего человечества в перспективе вечности.

Эсхатология выступает незыблемой точкой веры, надежды, миссии и глобальной перспективы будущего христианства. Она задает векторы духовной ориентации не только для христианина, но и для всего общества. Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что ведущие православные богословы XX века вполне критически относились к реальному состоянию эсхатологической проблематики.

Известно, что Евхаристия и православное богослужение освещают историю изнутри, как свет духовного обновления и пасхальной радости. Протоиерей Владимир Кашлюк убежден в том, что богослужение и эсхатология Православной Церкви — это духовное движение примирения человека с Богом, движение, которое делает историческое время и земную историю возвышенными, прекрасными и ценными. Богослужение Православной Церкви в свете христианкой эсхатологии — это реализм Божьего присутствия и открытость мира духовной новизне, обновлению, надежде и Божьей гармонии.

Автор книги «Богословие радости и христианской надежды» стремится показать во всей широте и глубине христианскую эсхатологию и в то же время выявить неизменное божественное основание православного богослужения, трансформирующее земную реальность. Представляется, что главный научный вклад протоиерея Владимира Кашлюка в разработку эсхатологической тематики заключается в актуализации литургического богословия, истории Церкви и создании целостного образа христианской философии истории.

Молюсь о том, чтобы любой, кто откроет эту книгу, разделил духовную радость от погружения в нетленную сокровищницу православного богослужения и христианской эсхатологии, дарующей нам надежду на спасение и вечность.

Благословение Господне пусть пребудет со всеми вами!

 

 

 

Высокопреосвященнейший Лазарь, Митрополит Симферопольский и Крымский, ректор Таврической духовной семинарии

 

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ АВТОРА КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ВЛАДИМИРА КАШЛЮКА 

 

Немалое число православных христиан стоит перед выбором — строго придерживаться консервативных и архаических моделей развития общества прошлого, или, пересмотрев вызовы истории, начать исповедовать новые парадигмы евхаристического возрождения и духовного эсхатологического обновления бытия. Православные богословы и религиозные философы были движимы стремлением указать обществу религиозный выход из всеобщего духовного и политического кризиса человечества. Вполне очевидно, что православное богослужение, освященное эсхатологией, помогает человеку в поиске ответов на многие вопросы, выдвигаемые современной жизнью.

Глубоко убеждены, что христианская эсхатология не должна чуждаться интересов современного мира, но, напротив, она должна стать необходимым элементом цельной системы богословского и религиозного знания. Становление и развитие православной богословской мысли ориентировано на комплексную интеграцию в современную науку, что невозможно без построения модели конструктивного диалога религии и науки. В этой книге на основании кандидатской диссертации «Эсхатологическая проблематика в русском богословии и религиозно-философской мысли XX века», защищенной в 2021 году в Киевской духовной академии, я пробую изложить основные идеи христианской эсхатологии в апологетическом ключе, то есть актуализировать богословие духовной радости и христианской надежды для современных верующих христиан. Книга эта, даже в самих схоластических и обобщенных академических ее разделах, остается глубоко личной.

Видные священнослужители, богословы, философы, признанные мировой научной общественностью, митрополит Антоний (Блум) (1914–2003), протоиерей Сергий Булгаков (1871–1944), протопресвитер Василий Зеньковский (1881–1962), протоиерей Георгий Флоровский (1893–1979), протопресвитер Николай Афанасьев (1893–1966), протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983), протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992), А. В. Карташев (1875–1960), Н. А. Бердяев (1874–1948), С. Л. Франк (1877–1950), П. Н. Евдокимов (1901–1970), В. Н. Лосский (1903–1958) стремились к исчерпывающему раскрытию высших метафизических оснований человеческого бытия, гносеологии, эсхатологии, философии, политики, этики и истории христианства.

Можно предположить, что эсхатологические идеи русских религиозных мыслителей и православных богословов XX века сформировались в поиске религиозных и духовно-нравственных ответов на вызовы современного им мира. Религиозные философы и священнослужители активно занимались популяризацией христианского вероучения, обустройством жизни общества в свете христианских ценностей. С нашей точки зрения, они внесли весомый вклад в развитие не только общих европейских философских гуманистических идей XX века, но и в становление эсхатологической мысли Православной Церкви как науки. Особенно значимой эта роль была в осмыслении политики, творчества, науки и культуры в парадигме религии и духовных устремлений человека. По нашему мнению, философское наследие ярчайших представителей русской религиозной философии XX века вполне может послужить импульсом для становления и развития эсхатологического учения Православной Церкви.

Я благодарен многим людям и духовным заведениям, которые сделали этот мой труд не просто возможным, но и радостным, и, безусловно, плодотворным. Хочу выразить сугубую признательность правящему архиерею Симферопольской и Крымской епархии, ректору Таврической духовной семинарии Высокопреосвященнейшему митрополиту Лазарю,  ректору Киевской духовной академии, профессору епископу Сильвестру (Стойчеву), главе Издательского совета Украинской Православной Церкви, профессору Киевской духовной академии, протоиерею Владимиру Савельеву, а также первому проректору Таврической духовной семинарии, протоиерею Димитрию Гоцкалюку.

За возможность воспользоваться с основными источниками и литературой по теме исследования, а именно: творениями русских религиозных философов и богословов русской эмиграции XX века, современной богословской литературой православного, протестантского, католического мира и светской философской литературой, я благодарен многим своим друзьям и знакомым из круга научной интеллигенции, в том числе и доктору наук по государственному управлению, доктору теологии, профессору Международной Кадровой Академии (МКА), заведующему кафедрой теологии и христианской коммуникации Межрегиональной Академии управления персоналом (МАУП) протоиерею Дионисию Мартышину. Особенно благодарю за бесценную поддержку и помощь во время написания книги рецензента кандидата философских наук, доцента Евгению Черноморец.

Также я искренне благодарен совету попечителей храма Всех Святых города Симферополя за их материальную помощь в научно-богословских исследованиях и издании книги.