О негативных последствиях методик искусственного оплодотворения

Семейное просвещение


В рамках нового информационного проекта семейного отдела Симферопольской и Крымской епархии "Семейное просвещение", с целью популяризации традиционных духовно-нравственных семейных ценностей, укрепляющих институт брака и семьи на Крымском полуострове, Вашему вниманию предлагается статья «О негативных последствиях методик искусственного оплодотворения».


В настоящее время предпринимаются попытки рассматривать методы искусственного оплодотворения, в частности, экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)  как важный фактор преодоления демографического кризиса в нашей стране.
В то же время весьма ощутим риск реальных отрицательных для общества последствий применения этого метода. 
Во-первых, процедура ЭКО несет в себе разрушающий для традиционной семьи потенциал, поскольку она может проводиться с использованием донорских спермы и яйцеклеток, что открывает путь легализации неполных семей и реализации так называемых репродуктивных прав одиноких женщин и мужчин, что позволяет им иметь детей вне брака. Использование ЭКО дает возможность гомосексуалистам (мужчинам и женщинам) иметь детей, а затем воспитывать их в гомосексуальном «браке». Традиционная для России отрицательная моральная оценка такой ситуации очевидна. 
Во-вторых, данная процедура предусматривает уничтожение огромного количества человеческих эмбрионов. Согласно методике ЭКО, 7-8 яйцеклеток оплодотворяют  in vitro, 3-4 зародыша вводят женщине и в случае их приживления 2 – 3 «лишних» эмбриона спустя несколько недель утилизируют. Невведенные зародыши также уничтожают, или замораживают, или  используют как «экспериментальный человеческий материал» для различных медико-биологических манипуляций. Если учесть, что только 1 из 5 операций оказывается удачной, то на одного рожденного с помощью ЭКО ребенка приходится около 40 уничтоженных эмбрионов. 
В связи с этим следует  отметить, что все полученные в ходе ЭКО эмбрионы – это начавшаяся человеческая жизнь. Уничтожение или использование эмбрионов в научных, производственных и любых других утилитарных целях является неправомерным посягательством на человеческую жизнь, то есть убийством. 
Детальные аргументы неприемлемости методик ЭКО были изложены в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (2000г.) и в заявлении Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии «О нравственных проблемах, связанных с развитием «новых репродуктивных технологий»».
В завершение, следует напомнить позицию Патриаршего совета по вопросам семьи, защиты материнства и детства, который полагает, что выполнение методики ЭКО, возможно только при условии существования закона, который предусматривал бы: 
1) применение методик ЭКО без уничтожения «лишних» человеческих эмбрионов (например, 3 эмбриона культивируют, 3 переносят в полость матки и 3 рожают); 
2) применение методик ЭКО исключительно для супружеских пар, при обязательном получении их информированного согласия, включающего ознакомление с возможными осложнениями от применения этой процедуры для здоровья детей; 
3) применение методик ЭКО только при наличии медицинского заключения о бесплодии у жены или мужа.
Отметим, что церковно-общественный совет по биомедицинской этике при Московской Патриархии считает неприемлемым бюджетное финансирование методов ЭКО при отсутствии соблюдения перечисленных условий.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что в целях реального улучшения демографической ситуации в нашей стране, было бы более эффективно направить средства, которое государство в настоящее время готово выделить на финансирование методик ЭКО, не на распространение этой сомнительной в этическом отношении методики, а на предупреждение абортов. Если такая передислокация государственных средств позволит сократить количество абортов хотя бы на 10%, то это обеспечит сохранение около 200 тысяч человеческих жизней ежегодно.


Материал подготовил руководитель семейного отдела Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Владимир Кашлюк